Cadillac: 1902-1914

Cadillac: 1902-1914

Cadillaс вот уже сто лет является признанным флагманом компании General Motors. С начала прошлого века эта марка служит символом роскоши, надежности и лидерства, как с точки зрения технических, так и стилистических решений. Свое название Cadillaс получил в честь французского аристократа Антуана де ла Мот Кадийяка, жившего на рубеже 17-18 веков. По поручению Его Величества он отправился на покорение земель Нового света, где в 1701 году и основал небольшое поселение – Детройт, которому через два столетия суждено было превратиться в крупный промышленный город и центр автомобилестроения.

Дать автомобильной марке французское имя предложил Генри Лиланд – личность во многом легендарная и незаурядная. Он начинал свою карьеру с должности инженера на оружейных заводах, а в 1890 году вместе с напарником решил основать фирму “Leland and Faulconer”, которая специализировалась на производстве промышленных двигателей. В 1901 году они начали поставлять моторы для Oldsmobile – фирмы, тоже впоследствии вошедшей в состав General Motors. Но у истоков Cadillac стоял вовсе не Лиланд, как многие ошибочно полагают, а… Генри Форд собственной персоной.

Этот талантливый предприниматель в 1899 году основал Detroit Automobile Company, которая в 1901 году была реорганизована и получила новое название – Henry Ford Company. Особой прибыли компания не приносила, и уже через год Форд оставил ее, поссорившись с остальными инвесторами. Некоторые рассказывают, что именно в этот переломный момент, к акционерам явился Лиланд, предлагая заключить контракт на поставку двигателей. Но на самом деле все было немного проще: инвесторы сами попросили инженера оценить технику компании перед началом ликвидации. Тщательно изучив возможности выставленного на продажу оборудования, Лиланд загорелся идеей строительства автомобилей и убедил акционеров отдать руководство компанией в его руки. Тогда-то ее и переименовали в Cadillac.

Первая модель этой марки была собрана в октябре 1902 года, и уже через три месяца ее представили на Нью-Йоркском автошоу. Успех Кадиллака был столь оглушителен, что на него сразу же поступило две тысячи заказов от восторженных зрителей.

Серийное производство автомобилей началось в 1903 году. За первый год было выпущено 2497 машин. Внешне они являлись точной копией фордовских автомобилей модели А, что вполне понятно, если учесть генеалогию фирмы. Однако мотор на автомобилях стоял другой, созданный Лиландом. Этот 1-цилиндровый двигатель мощностью примерно 10 л.с. размещался под передним сидением. Сначала модели выпускались с 2 кузовами: двухместный Runabout и четырехместное Tonneau. Попасть на задние места можно было через специальную дверку с лесенкой, находившуюся в задней стенке машины. Эти сидения были съемными, и от них можно было избавиться. В таком случае автомобиль опять же превращался в двухместный.

Эту модель выпускали и в 1904 году. Тогда ей присвоили официальное название «А», чтобы покупатели не путали ее с моделью «В» – конструктивно похожей, но имевшей большую колесную базу.

Вследующем году модель А сняли с производства, а на смену модели В пришла новая модель С. Ее шасси ничем не отличалось от В, а вот капот позаимствовали у появившихся в том же (1905-ом) году моделей Е и F. Е являлась легким (500 кг) runabout, а F представляла собой и четырехместный touring, и небольшой грузовичок, став, таким образом, первым грузовым «Кадиллаком». Тогда же была выпущена и первая 4-цилиндровая модель Кадиллака – D.

Так же в 1905 году Cadillac показал себя одним из первопроходцев в автомобилестроении. Создав первую в Америке машину с полностью закрытым кузовом купе на 1-цилиндровом шасси. Эта модель получила название Cadillac Osceola («Оцеола») и была сделана в единственном экземпляре.

Она стала личной машиной Генри Лиланда и положила начало производству закрытых автомобилей. Уже через год покупателям было предложено закрытое купе модели Н.

В 1906 году выпускались 1-цилиндровые модели К и М и 4-цилиндровые Н и L . От моделей предыдущего года они отличались незначительными усовершенствованиями.

В 1907 году предыдущий модельный ряд в целом сохранился, но модель L была заменена на G – уменьшенный вариант модели К.

Опыт работы на оружейном заводе подтолкнул Лиланда к идее стандартизации в автомобильной промышленности. В наши дни это трудно представить, но сто лет назад каждый экземпляр машины не просто собирался вручную, но и имел уникальные детали, которые не подходили к другим автомобилям! В таких условиях решение Лиланда унифицировать производство оказалось гениальным.

В  начале 1908 года в Британский Королевский автомобильный клуб доставили три «Кадиллака» 1907 года модели К, которые проехали сорок километров по Бруклендской трассе, после чего их полностью разобрали. Детали трех машин были тщательно перемешаны, а затем автомобили были скомплектованы заново. Собранные с помощью одних только гаечных ключей и отверток, эти машины легко одолели маршрут в 800 километров. Таким образом, Cadillac стал первой автомобильной маркой, внедрившей систему стандартизации и взаимозаменяемости деталей.

Модельный ряд 1908 года состоял из старых 4-цилиндровых моделей G и Н и 1-цилиндровой М, которая создавалась, как легкий грузовик (вероятно, последний вплоть до 2002 года, когда появился Escalade EXT) и новых моделей S и Т, заменивших К и М.

1909 год стал знаменательным для Cadillac. В этом году компания была перекуплена Б. Дюрантом и присоединена к General Motors. Лиланд, однако, остался на посту президента и главного управляющего компании. Не менее важным событием стали изменения в техническом оснащении автомобилей. Выпуск 1-цилиндровых двигателей был остановлен. А 4-цилиндровые модели были заменены на новый Cadillac 30, оснащенный 30-сильным мотором.

С 1909 по 1914 год «тридцатка» оставалась единственной выпускаемой моделью Cadillac. Правда, она постоянно модифицировалась: за 6 лет объем мотора увеличился с 3,7 до 6 литров, а на моделях 1912 года впервые появился электрический стартер, внедрению которого предшествовала довольно интересная история.

До стартера бензиновый мотор запускали с помощью заводной рукоятки, крутить которую было не только трудно, но и опасно. Подтверждением этого стал несчастный случай, произошедший с Байроном Картером, близким другом Лиланда: он пытался завести заглохший автомобиль одной дамы, и в то время, как мотор заработал, заводная рукоятка завертелась и сломала Картеру руку и челюсть. Несчастный попал в больницу, где вскоре умер. Лиланд, удрученный случившимся, обратился за помощью к Чарльзу Кеттерингу, изобретателю, который сумел воплотить идею электрического стартера и установить новое устройство на Кадиллак.

Вместе со стартером автомобиль получил интегрированную схему электрооборудования, почти такую же, как на современных машинах. Кстати, Кеттеринг внес еще один крупный вклад в развитие автомобилестроения: именно он в начале 1920-х годов изобрел этилированный бензин. Однако на этом топливе ездили уже другие модели Cadillac, о которых мы расскажем в следующий раз.

ВСЕ ПЕРВЫЕ АВТО Cadillac (1903-1940)

Share to Facebook
Share to Odnoklassniki
Share to MyWorld
Share to Yandex
Share to LiveJournal
Share to Google Plus
Share to Google Buzz